Габ ГаревойСочинения на незаданную тему |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На этой странице: → Круговое движение → Поворот налево и разворот на перекрестке. Пересечение проезжих частей. (с разъяснением ГИБДД от февраля 2013г.) → Остановка на и перед пешеходным переходом → Включение правого сигнала поворота при повороте налево → Поворот направо «по возможности ближе к правому краю проезжей части» → А как, например, в Канаде? → Мои выводы |
08.08.11 Правила дорожного движения — анализ спорных пунктов.
Увидев раздел «Экзамен ПДД онлайн» на сайте quto.ru,
решил в свободное время освежить свои знания (а я сдавал экзамен по ПДД двадцать лет назад!) правил дорожного движения. |
|
По какой траектории Вы можете продолжить движение? Только по А Только по А или Б По любой |
Комментарий к вопросу Знак 4.3 "Круговое движение" обозначает направление движения на перекрестке. Траектория В не соответствует направлению, указанному на знаке. Движение по траектории Б нарушает требование правила п.8.6 ПДД о необходимости при повороте направо (как предписано стрелками) придерживаться правого края проезжей части |
В ПДД записано так:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. . . .
8.6. . . .При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
(Вообще-то формулировка «должно ... по возможности» — это явное противоречие. Из таких вот хитроумных словопостроений и следуют «трактовки» правил: можно сделать акцент на «должно», можно утверждать, что не было возможности.)
На схемах далее круговые прерывистые линии на кольце показаны условно,
чтобы наглядно выделить полосы взаимного расположения машин на кольце.
В реальности их нет, что, кстати, ещё более затрудняет
понимание трассы движения автомобиля:
едет он по кругу по крайней правой полосе
или начал заезжать на более левые полосы и т.д.
«Заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части» — так?
Но: «кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение». Тогда с учетом п. 8.6 надо так?
Но в этом пункте написано «по возможности». Можно это трактовать так, что если справа едут машины, то нет возможности «двигаться ближе к правому краю проезжей части»? Тогда всё-таки можно и так:
Эта же проблема — при повороте направо на перекрестке. См. ниже.
|
Водитель какого транспортного средства нарушает Правила? Только легкового автомобиля Обоих транспортных средств Никто не нарушает |
Комментарий к вопросу Водитель легкового а/м нарушил требования п.8.5 ПДД о необходимости осуществить заблаговременное перестроение в крайнюю полосу для совершения маневра и п.8.6 ПДД о необходимости при правом повороте двигаться максимально близко к правому краю проезжей части. |
Исключение из правила п. 8.5 «занимать крайнее положение при повороте направо» при выезде с кругового движения не действует. Выезжать надо с крайней правой полосы. Почему? Зачем надо закладывать такой вираж?
|
Вы намерены произвести разворот на перекрестке. Какие указатели поворота необходимо включить при въезде на перекресток? Правые Левые Включать указатели поворота в этой ситуации нет необходимости |
Комментарий к вопросу В соответствии с предписаниями знака 4.3 "Круговое движение", движение на данном перекрестке осуществляется против часовой стрелки. Так как Вы выезжаете на перекресток с правой стороны, необходимо включить сигнал правого светового указателя поворота. Не включив на данном перекрестке сигнал правого светового указателя поворота, мы нарушим требование п.8.1 ПДД о необходимости при осуществлении любого маневра подавать соответствующие сигналы вне зависимости от прочих условий. |
Логика первого абзаца ответа на это билет в стиле «в огороде бузина...».
Далее: не «любого маневра», а «перед перестроением, поворотом». Очевидно, имеется в виду, что автомобиль сейчас из левой полосы ринется в крайнюю правую полосу круга (см. мои заметки выше). Но, как я отмечал, этот маневр лишь при «возможности».
Насколько я наблюдаю, никто не включает правый поворотник, намереваясь далее выезжать прямо или налево. Все, кроме действительно поворачивающих направо, в реальности нарушают требование включать правый поворотник при въезде на круг. Более того, включение сигнала правого поворота будет понято соседями именно как намерение повернуть направо на ближайшем выезде. «Сигнал [поворота] не должен вводить в заблуждение других участников движения», сказано в другом пункте правил.
Очевидно, надо продумать этот вопрос и записать в ПДД чёткие правила по включению сигналов поворота.
Вопросы применения пунктов ПДД, регулирующих проезд «колец», достаточно полно, но с элементами субъективности, изложены в статье на странице «Правила проезда перекрестков с круговым движением», части 1 и далее. Субъективность определяется хотя бы тем, что эту статью на разбор в ГИБДД не потащишь, и инспектора руководствуются вовсе не пунктами этой статьи.
|
Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, не нарушает Правила? Только легкового Только грузового Оба не нарушают |
Комментарий к вопросу В соответствии с п.8.6 ПДД, при повороте налево при выезде с пересечения проезжих частей запрещено выезжать на полосу встречного движения. Средняя полоса на трехполосной дороге двустороннего движения предназначена только для обгона и поворота налево (п.9.3 ПДД). Учитывая вышеизложенное, поворачивать на такую полосу запрещено, так как на ней легко может оказаться транспортное средство, движущееся по встречному направлению и намеревающееся осуществить левый поворот. Соответственно, легковой а/м поворачивает с нарушением ПДД. |
Этот вопрос, сам по себе просто казусный и не столь интересный (дорога с тремя полосами не так часто встречается), наводит на более общий вопрос: разъезд на перекрестке при взаимном левом повороте (развороте). Сколько копий сломано по этому вопросу в форумах! Смотрите:
п. 8.6 ПДД и разворот по малому радиусу
Расходиться правым или левым бортом?
ПДД, п. 8.6: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».
Как я понимаю, при обсуждении этого вопроса происходит путаница терминов: «выезд с проезжей части» путают с «выездом с перекрёстка». А иногда ещё приплетают термин «дорога». Эта проблема разъезда при левом повороте как будто нарочно запутана. Но ведь достаточно этот вопрос выделить в отдельный пункт ПДД и описать порядок поезда!
Где-то на форуме встретилась формулировка:
«Для определения, какими боками расходиться, существует "народное" правило - если дорога разделена (газоном и тп) на 2 проезжие части, то левым боком, иначе - правым.»
По-моему — верно, соответствует и не противоречит ПДД. Почему бы в ПДД не изложить эту проблему подобным образом?
Одна проезжая часть, поворот налево оставляя центр перекрестка справа (разъезд правым бортом). Как я прнимаю, в этом случае также не противоречит правилам оставлять центр перекрестка слева от себя. |
Две проезжие части, поворот налево оставляя центр перекрестка слева (разъезд левым бортом), чтобы формально соблюдать требование правил «при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения». |
Одна проезжая часть, поворот налево оставляя центр перекрестка справа (разъезд правым бортом). Несколько машин поворачивают налево, не создавая помех друг другу. |
Две проезжие части, поворот налево оставляя центр перекрестка слева (разъезд левым бортом). В таком случае несколько встречно поворачивающих налево машин попадут в «клинч». |
Если вы еще не устали от этой темы, вот ссылочка: что думают и предлагают аналитики по проблеме выбора траектории поворота налево и разворота на перекрестке.
ГИББД на своем сайте дала разъяснения по поводу спорных ситуаций в виде графических схем — «инфографика, так-скать» (уже устаревшее, см. выше).
Вот что там о развороте на перекрестке:
Всё в том же стиле, чтобы по-прежнему было непонятно. Взят какой-то конкретный случай, Т-образный перекресток. Непонятно, пересекаемая дорога — с духсторонним или односторонним движением, какая-то прерывистая разметка, которая на перекрестках редко встречается, может в столицах?
Если предположить, что пересекаемая дорога с двухсторонним движением, то представленная ГИББД схема явно разрешает разворот по короткой дуге.
Далее — вопросы, связанные с темой «пересечение проезжих частей»
|
В каких направлениях Вам разрешено движение? Только А А или Б В любом |
Комментарий к вопросу В соответствии с п.6.10 ПДД, данное положение регулировщика позволяет осуществлять движение только направо (траектория А). В то же время данным пунктом оговорено, что действие регулировщика распространяется только на то пресечение проезжих частей, на котором он находится. Следовательно, так как на первом пересечении Вы можете поехать только направо, движение по траекториям Б и В запрещено. |
|
В каких направлениях Вы можете продолжить движение? Только направо в первый проезд Направо в первый и второй проезды Движение запрещено |
Комментарий к вопросу На рисунке изображено три пересечения проезжих частей. В соответствии с п.6.5 ПДД, на зеленый сигнал светофора дополнительной секции Вы можете осуществить поворот только направо. Заезд же во второе пересечение проезжих частей будет сопряжен с движением прямо через первое пересечение, что запрещено красным сигналом светофора |
Эти вопросы отчасти иллюстрируют, что такое «проезжая часть», и что поворот рассматривается как действие относительно проезжей части, а не перекрестка. Хотя при реальном дорожном движении, уловить на глаз разные проезжие чести бывает затруднительно. Но это скорее вопрос не к ПДД, а к дорожникам и контролю за ними со стороны ГИБДД.
|
Вы намерены повернуть налево на этом перекрестке. В какой момент Вам следует включить левые указатели поворота? Заблаговременно, до въезда на перекресток После въезда на первое пересечение проезжих частей По Вашему усмотрению |
Комментарий к вопросу В соответствии с п.8.2 ПДД, подаваемые водителем при осуществлении маневров сигналы должны подаваться заблаговременно и одновременно с этим не должны вводить в заблуждение других участников движения. |
Этот вопрос также связан с пересечением проезжих частей. Кстати, здесь как раз действует указанное выше «народное правило»: если дорога разделена газоном..., то разъезжаться левым боком.
Но каких «других участников движения» не надо вводить в заблуждение — это ещё вопрос. Встречный, поворачивающий налево мотоциклист, увидев заблаговременно включенный вами левый поворотник, думаю, поймет, что вы не собираетесь поворачивать налево на первом пересечении проезжих частей, т.е. на полосу встречного движения. И если он руководствуется «народным правилом», то вы спокойно разъедетесь левыми бортами. А вот если вы включите левый поворотник на перекрестке, после въезда на него, то введете в заблуждение следующих за вами водителей: они будут думать, что вы едете прямо! Что они будут думать про вас, когда вы включите левый поворотник уже на перекрестке — сами догадайтесь.
|
Как Вы должны поступить, если сразу за пешеходным переходом образовался затор? Остановиться на пешеходном переходе, если нет пешеходов Остановиться непосредственно перед пешеходным переходом Остановиться не ближе 5 м до пешеходного перехода |
Комментарий к вопросу В соответствии с п.14.4 ПДД, выезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, запрещено. |
Но остановка запрещается: на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними! (п. 12.4)
По-моему, протворечие.
Однако в ПДД сказано, что «остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства». Возможно, остановку при образовавшемя заторе нельзя считать преднамеренным прекращением движения? Запутано.
|
Какие указатели поворота Вы обязаны включить при выполнении разворота по такой траектории Только правые Только левые Сначала правые, а при движении от тротуара - левые |
Комментарий к вопросу В соответствии с п.8.1 ПДД, водителю необходимо каждый свой маневр сопровождать сигналами световых указателей поворота. В данной ситуации Вы сначала съедите максимально вправо, чтобы расширить пространство для маневра, и уже от правого края начнете разворот, двигаясь влево. |
По п. 8.1 «перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления». Здесь нет перестроения направо, а только смещение направо в пределах своей полосы движения! Думаю, это предусмотрено п. 8.7. Включение правого поворотника однозначно введет в заблуждение следующих за вами водителей! Они начнут обгонять вас слева, крайне затрудняя вам разворот!
|
По какой траектории Вы можете выполнить поворот направо? Только по А. Только по Б. По любой. |
Комментарий к вопросу Согласно п.8.6 ПДД, при правом повороте транспортное средство должно двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. |
Эта проблема та же, что и при въезде на кольцевое движение, см. выше.
Не «как можно ближе...», а «по возможности ближе»!
Если на регулируемом перекрестке правый край проезжей части занят поворачивающим направо автомобилем, который остановился, пропуская пешеходов, то значит ли это, что следующий за ним на правый поворот автомобиль может проехать вперед (к следующей полосе движения) и повернуть направо, пропустив пешеходов?
Это очень важно, если на правый поворот скопилась очередь. Если формально по правилам стоять друг за другом на правый поворот, прижимаясь к правому краю, то с учетом пропуска пешеходов за один цикл зеленого смогут повернуть один-два автомобиля! А если по-моему, то минимум, три-четыре. Но есть проблема с поворачивающими с встречного направления налево: им нужна крайняя левая полоса.
Как видно, вопросов и неясностей много. Надо думать, анализировать и формулировать максимально понятые и максимально непротиворечивые правила дорожного движения.
Я думал, что есть только один путь — создать понятные ПДД, чтобы водители легко разбирались в ситуации на дорогах. Но, оказывается, есть и другой путь: оставить правила, как они есть (может, уточнив несколько явно спорных вопросов), но установить дорожные знаки и, главное, сделать разметку так, чтобы водитель не должен был на дороге проявлять чудеса глазомера, не должен был за секунду делать экспресс-анализ ситуации и принимать решение в соотвествии с ПДД. Те, кто ответственен за безопасность дорожного движения, применяя хорошее знание ими ПДД, должны составить схемы разметки, как типовые, так и индивидуальные для сложных случаев и нанести разметку на дороги.
Я обсуждал эту статью с моим другом, который много лет жил в Канаде, и, естественно, постоянно ездил на автомобиле. Причем он не имел никакого стажа вождения в СССР, получил права и начал водить в Канаде. Так что он не имеет каких-то сложившихся российских стереотипов.
Так вот, он увидев первую же картинку на этой странице, был очень удивлён. «Как так? Почему на въезде одна полоса, а на кругу две? Так не должно быть!»
По его словам получается, что в Канаде вообще не возникает тех вопросов, которые я сформулировал: все эти вопросы решены прямо на дороге, на перекрестке, путем нанесенной разметки: разделительных, стрелок, островков и пр.
Например, въезд на кольцо, см. рис.2. По правилам дорожного движения в Канаде въезд на перекресток с кольцевым движением допустим только с крайней правой полосы. За 100 метров до перекрестка на левых полосах появляются «стрелки направо», сгоняющие поток в крайнюю правую полосу. Далее нанесена разметка типа «сужение проезжей части», «уменьшение количества полос».
Как я понял, что-то вроде:
Рис. 20
И подобные решения, информирующие и предписывающие водителю вести машину так, как положено по правилам, в Канаде норма.
Могут сказать, что разметка у нас невозможна: полгода лежит снег. Но в Канаде снега тоже хватает. Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины...
Ещё одно сравнение. Как я понял, по канадским правилам, количество полос на дороге определяется только разметкой. Пусть перед тобой полоса в ширину хоть 10 метров — нет разделительной прерывистой, значит, одна полоса.
У нас, как известно, если нет разметки — на глазок: если проходят два автомобиля в попутном направлении, то считай, что две полосы. И тогда считай, что имеется сплошная разделительная. Т.е. ты-то считай, что хочешь, а инспектор с рулеткой после примет решение, как надо:
п.9.1. Количество полос движения ... определяется разметкой и (или) знаками ..., а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части...
Так что где Канада, и где мы...
Kathleen Wynne, Minister of Transportation Ontario, Canada |
Швецов Владимир Владимирович, генерал-лейтенант милиции, врио начальника Департамента ОБДД МВД России |
1. На основе анализа современной дорожной ситуации, информации о недостатках и противоречиях в существующих ПДД и с целью сделать ПДД легко понимаемыми, легко и максимально объективно применимыми, команде специалистов нужно подготовить новые ПДД, и, после обсуждения их с общественностью и внесения поправок, утвердить их. Этот процесс должно инициировать правительство страны (если в России есть или будет эффективное правительство).
2. Если п. 1 пока невозможно реализовать, вышеупомянутому правительству обязать ГИБДД внести изменения в существующие правила дорожного движения по всем неполно изложенным и неоднозначно понимаемым вопросам.
3. Пока не реализованы п. 1 и 2, а также и после этих мероприятий, обязать ГИББД реализовать понятную установку дорожных знаков и эффективную дорожную разметку с целью однозначности дорожного движения на наиболее сложных объектах (круговое движение, сложные перекрёстки).
Как видите, я не надеюсь, что существующая ГИББД захочет по своей инициативе заняться хоть какими-то нововведениями. Может быть, КТО-ТО наверху сочтет полезным сделать большое общенародное дело, стоящее недорого, но привлекающее внимание большой части населения. Ведь организация дорожного движения — это не менее чем национальный проект!
Другие мои заметки о дорожном движении: