Габ Гаревой. Сочинения на незаданную тему.  

Габ Гаревой

Сочинения на незаданную тему

  Пишите мне  На главную

 

 

 

На этой странице:

 → Круговое движение

 → Поворот налево и разворот на перекрестке. Пересечение проезжих частей. (с разъяснением ГИБДД от февраля 2013г.)

 → Остановка на и перед пешеходным переходом

 → Включение правого сигнала поворота при повороте налево

 → Поворот направо «по возможности ближе к правому краю проезжей части»

 → А как, например, в Канаде?

 → Мои выводы

 

08.08.11

Правила дорожного движения — анализ спорных пунктов.
Спорные неоднозначные вопросы в ПДД

Увидев раздел «Экзамен ПДД онлайн» на сайте quto.ru, решил в свободное время освежить свои знания (а я сдавал экзамен по ПДД двадцать лет назад!) правил дорожного движения.
Не скрою, тест показал, что не все вопросы ПДД я знаю хорошо, особенно в таких ситуациях, которые не встречаются у нас в городе — реверсивные полосы, автомагистрали, «столичная разметка», или меня не касаются — грузовое движение, например. Но речь не об этом. Отвечая на некоторые вопросы билетов, я замечал неопределенности, неясности некоторых пунктов ПДД, у меня возникало недоумение по несоответствующим реальности трактовкам в ПДД ситуаций дорожного движения.
Я и раньше задумывался над неопределенностями, спорными вопросами в правилах дорожного движения: взаимный разъезд при левом повороте на перекрестке, приоритеты при круговом движении и т.д. Анализ вопросов в билетах по ПДД дал дополнительный толчок к формулировке моих «претензий» к ПДД, которые представлены далее на этой странице.
Иногда эти претензии не столько к пунктам ПДД, но к трактовке правил в вопросах экзаменационных билетов. Однако сам факт того, что возможна разное понимание или одинаковое непонимание:) правил в часто встречающихся ситуациях, неоднозначность ПДД, дополнительно говорит о том, что не всё так уж в порядке с ПДД. Конечно, для инспекторов ГИБДД на дорогах такая неоднозначность или сложность изложения пунктов ПДД — это хлеб. Не знаю, стояла ли перед составителями правил дорожного движения цель обеспечить хлебушком с маслом сотрудников ГИБДД, но так получилось.

Иные горячие (или холодные?) головы утверждают, что, мол, «правила дорожного движения написаны кровью», их надо буквально соблюдать и в этих правилах «всё понятно». То, что, к сожалению, на дорогах льтся кровь и слёзы, ломаются конечности и судьбы людей, — это верно. И то, что ПДД надо соблюдать, — тоже верно. Но из этого совершенно не следует, что в ПДД всё понятно и ничего не надо менять! Очень даже надо! Должна преследоваться цель: облегчить участникам дорожного движения понимание правил в реальных ситуациях (в том числе на современных загруженных дорогах). Надо учесть то, что не все изучающие и использующие ПДД участники дорожного движения «семи пядей во лбу». Не дело, когда для понимания, как действовать по ПДД в некоторых ситуациях нужно привлекать два-три пункта правил из разных разделов. Не дело, если возникает очевидная неоднозначность при анализе ситуации по ПДД. Юридический документ, в том числе и ПДД, не должен требовать от граждан каких-то сложных логических построений. В нём должно быть прямо указано, что можно и что нельзя.
Не беда, если по ситуации определенная информация будет вновь изложена при описании пунктов ПДД, даже если эта информация следует из других пунктов. Стоит выделить объекты дорожного движения и описать всё, что к ним относится в одном разделе (например, перекресток — въезд, выезд, проезд, поворот, обгон и т.д.). Не стоит в одном пункте смешивать общее и частное, как например, в п. 8.6. С целью довести ПДД до состояния понятного прямого руководства, нужно для анализа и изменения ПДД привлекать не только специалистов из ГИБДД, но и психологов, и специалистов по эргономике, и, возможно, аналитиков и тестировщиков из ИТ-сферы (можно считать, что правила — это алгоритм действия на дороге в определенной ситуации. А кто, как не ИТ-шники, спецы по части постановки и реализации алгоритмов, смогут учесть взаимосвязи, принимая во внимание человеческий фактор?). Ну, а цель дать «заработать» инспекторам ГИБДД на дороге должна быть исключена из рассмотрения. И ещё...
Эх, размечтался!.. Но может быть, хоть в какой-то части будут сделаны улучшения в правилах дорожного движения!

20.02.13
Что-то с годами меняется к лучшему.
ГИБДД разродилась схемой,
на которой наглядно разъяснены
некоторые спорные ситуации по ПДД:
Разъяснения ПДД от 17.02.2012
Многие вопросы не нашли своего отражения на этой схеме
(например, по круговому движению),
но один вопрос, затронутый в этой статье —
разворот на перекрестке — практически полностью решен.
Так что теперь не придется на форумах
ломать копья по этому вопросу.

Итак, вот мои заметки по некоторым темам правил дорожного движения.

Круговое движение

Проезд перекрестков, обозначенных знаком «Круговое движение» — одно из самых сложнейших действий на дорогах. Эти перекрестки бывают с недостаточно выраженным кольцом, с большим или небольшим по протяженности кругом, с разным количеством полос въезда и полос на кругу и т.д. Всё это радикально влияет на конкретную ситуацию определения приоритета движения. К тому же, в ноябре 2010 года, были внесены касающиеся этой темы дополнения в ПДД, которые были поданы в СМИ так, что это «изменения в правилах проезда перекрестков с круговым движением», что внесло ещё большую сумятицу в этот неоднозначный, сложный вопрос. Практически перекрестки с круговым движением являются особыми объектами, но движение по ним в ПДД описывается общими пунктами проезда перекрестков с вкраплениями в эти правила одного абзаца о круговом движении. Очевидно, что в ПДД требуется отдельный раздел, посвященный въезду, проезду и выезду с перекрестков с круговым движением.

Вот две ситуации: въезд и выезд на перекресток с круговым движением.

ПДД круговое движение
Рис. 1
По какой траектории Вы можете продолжить движение?
Только по А
Только по А или Б
По любой
Комментарий к вопросу
Знак 4.3 "Круговое движение" обозначает направление движения на перекрестке. Траектория В не соответствует направлению, указанному на знаке. Движение по траектории Б нарушает требование правила п.8.6 ПДД о необходимости при повороте направо (как предписано стрелками) придерживаться правого края проезжей части

В ПДД записано так:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. . . .
8.6. . . .При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

(Вообще-то формулировка «должно ... по возможности» — это явное противоречие. Из таких вот хитроумных словопостроений и следуют «трактовки» правил: можно сделать акцент на «должно», можно утверждать, что не было возможности.)

На схемах далее круговые прерывистые линии на кольце показаны условно,
чтобы наглядно выделить полосы взаимного расположения машин на кольце.
В реальности их нет, что, кстати, ещё более затрудняет
понимание трассы движения автомобиля:
едет он по кругу по крайней правой полосе
или начал заезжать на более левые полосы и т.д.

«Заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части» — так?
ПДД круговое движение

Рис. 2

Но: «кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение». Тогда с учетом п. 8.6 надо так?
ПДД круговое движение

Рис. 3

Но в этом пункте написано «по возможности». Можно это трактовать так, что если справа едут машины, то нет возможности «двигаться ближе к правому краю проезжей части»? Тогда всё-таки можно и так:
ПДД круговое движение

Рис. 4

Вопрос остается неясным.

Эта же проблема — при повороте направо на перекрестке. См. ниже.

ПДД круговое движение
Рис. 5
Водитель какого транспортного средства нарушает Правила?
Только легкового автомобиля
Обоих транспортных средств
Никто не нарушает
Комментарий к вопросу
Водитель легкового а/м нарушил требования п.8.5 ПДД о необходимости осуществить заблаговременное перестроение в крайнюю полосу для совершения маневра и п.8.6 ПДД о необходимости при правом повороте двигаться максимально близко к правому краю проезжей части.

Исключение из правила п. 8.5 «занимать крайнее положение при повороте направо» при выезде с кругового движения не действует. Выезжать надо с крайней правой полосы. Почему? Зачем надо закладывать такой вираж?
ПДД круговое движение

Рис. 6

Представьте себе: автомобили едут через круг в прямом направлении. Едут в три полосы. Но перед выездом начинают перестраиваться в одну полосу — крайнюю правую. Пропускная способность этого перекрестка в этом направлении снизится в три раза!
По моим наблюдениям, по указанным на рисунке траекториям никто не ездит. Да, если помеха справа (неважно, это въезжающий на круг или «хитрожопый», который для объезда 3/4 круга въехал на крайнюю правую полосу и сейчас прёт поперек едущих прямо), надо и придётся пропустить их из своей полосы. Но не понимаю, почему нельзя ехать так, как все и ездят:
ПДД круговое движение
Рис. 7

Какой поворотник включать перед въездом на перекресток с круговым движением?

ПДД круговое движение
Рис. 8
Вы намерены произвести разворот на перекрестке. Какие указатели поворота необходимо включить при въезде на перекресток?
Правые
Левые
Включать указатели поворота в этой ситуации нет необходимости
Комментарий к вопросу
В соответствии с предписаниями знака 4.3 "Круговое движение", движение на данном перекрестке осуществляется против часовой стрелки. Так как Вы выезжаете на перекресток с правой стороны, необходимо включить сигнал правого светового указателя поворота.
Не включив на данном перекрестке сигнал правого светового указателя поворота, мы нарушим требование п.8.1 ПДД о необходимости при осуществлении любого маневра подавать соответствующие сигналы вне зависимости от прочих условий.

Логика первого абзаца ответа на это билет в стиле «в огороде бузина...». Далее: не «любого маневра», а «перед перестроением, поворотом». Очевидно, имеется в виду, что автомобиль сейчас из левой полосы ринется в крайнюю правую полосу круга (см. мои заметки выше). Но, как я отмечал, этот маневр лишь при «возможности».
Насколько я наблюдаю, никто не включает правый поворотник, намереваясь далее выезжать прямо или налево. Все, кроме действительно поворачивающих направо, в реальности нарушают требование включать правый поворотник при въезде на круг. Более того, включение сигнала правого поворота будет понято соседями именно как намерение повернуть направо на ближайшем выезде. «Сигнал [поворота] не должен вводить в заблуждение других участников движения», сказано в другом пункте правил.
Очевидно, надо продумать этот вопрос и записать в ПДД чёткие правила по включению сигналов поворота.

Вопросы применения пунктов ПДД, регулирующих проезд «колец», достаточно полно, но с элементами субъективности, изложены в статье на странице «Правила проезда перекрестков с круговым движением», части 1 и далее. Субъективность определяется хотя бы тем, что эту статью на разбор в ГИБДД не потащишь, и инспектора руководствуются вовсе не пунктами этой статьи.


Поворот налево и разворот на перекрестке. Пересечение проезжих частей

ПДД перекресток поворот налево
Рис. 9
Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, не нарушает Правила?
Только легкового
Только грузового
Оба не нарушают
Комментарий к вопросу
В соответствии с п.8.6 ПДД, при повороте налево при выезде с пересечения проезжих частей запрещено выезжать на полосу встречного движения. Средняя полоса на трехполосной дороге двустороннего движения предназначена только для обгона и поворота налево (п.9.3 ПДД). Учитывая вышеизложенное, поворачивать на такую полосу запрещено, так как на ней легко может оказаться транспортное средство, движущееся по встречному направлению и намеревающееся осуществить левый поворот. Соответственно, легковой а/м поворачивает с нарушением ПДД.

Этот вопрос, сам по себе просто казусный и не столь интересный (дорога с тремя полосами не так часто встречается), наводит на более общий вопрос: разъезд на перекрестке при взаимном левом повороте (развороте). Сколько копий сломано по этому вопросу в форумах! Смотрите:
п. 8.6 ПДД и разворот по малому радиусу
Расходиться правым или левым бортом?

ПДД, п. 8.6: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».

Как я понимаю, при обсуждении этого вопроса происходит путаница терминов: «выезд с проезжей части» путают с «выездом с перекрёстка». А иногда ещё приплетают термин «дорога». Эта проблема разъезда при левом повороте как будто нарочно запутана. Но ведь достаточно этот вопрос выделить в отдельный пункт ПДД и описать порядок поезда!
Где-то на форуме встретилась формулировка:
«Для определения, какими боками расходиться, существует "народное" правило - если дорога разделена (газоном и тп) на 2 проезжие части, то левым боком, иначе - правым.»

По-моему — верно, соответствует и не противоречит ПДД. Почему бы в ПДД не изложить эту проблему подобным образом?
ПДД перекресток поворот налево ПДД перекресток поворот налево
Одна проезжая часть, поворот налево оставляя центр перекрестка справа (разъезд правым бортом).
Как я прнимаю, в этом случае также не противоречит правилам оставлять центр перекрестка слева от себя.
Две проезжие части, поворот налево оставляя центр перекрестка слева (разъезд левым бортом), чтобы формально соблюдать требование правил «при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения».

Но представьте реальную ситуацию на перекрестке, а не эту миленькую картинку с двумя встречными автомобилями: на взаимный поворот налево стоит очередь в обоих направлениях. Тогда при разъезде левым бортом головные машины очереди упрутся во встречную цепочку машин, и всё встанет колом!
ПДД перекресток поворот налево ПДД перекресток поворот налево
Одна проезжая часть, поворот налево оставляя центр перекрестка справа (разъезд правым бортом).
Несколько машин поворачивают налево, не создавая помех друг другу.
Две проезжие части, поворот налево оставляя центр перекрестка слева (разъезд левым бортом). В таком случае несколько встречно поворачивающих налево машин попадут в «клинч».

Однако можно считать (хотя и не дело, что приходится применять пункт из совершенно другого раздела ПДД) так, что в последнем случае водители, создающие на перекрестке очередь на поворот налево, нарушают п. 13.2: «Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении». Тогда, если водители не будет создавать очередь, а будут ждать освобождения места на поворот налево, не въезжя на перекресток, встречные машины, поворачивающие налево, смогут проезать в образующееся «окно», а стоящие впереди вас — проедут в «окно» встречной очереди и так далее.
ПДД перекресток поворот налево
Но ожидать, что водители смогут выполнить такие сложные взаимные действия абсолютно нереально. К тому же, пропускная способность перекрестка в таком случае резко снизится.
Хорошо бы в последнем случае также разъезжаться правым бортом, оставляя центр перекрестка справа от себя. Но это формально противоречит п. 8.6. ПДД.
Непонятно. Надо бы этот вопрос, как и многие другие, разъяснить в ПДД.

Разворот на перекрестке.

ГИБДД дала разъяснения по данному вопросу в феврале 2013г.
ПДД перекресток разворот
ПДД перекресток разворот

Эти разъяснения практически полностью закрывают вопрос:
— одно пересечение проезжих частей — разворот по любой траектории;
— два пересечения проезжих частей — разворот только по «большой» дуге.

В связи в «вновь открывшимися обстоятельствами» все ранее небезынтересные рассуждения про разворот, следует считать устаревшими (помечены ниже серым шрифтом).

А разворот? Вот так надо?
ПДД перекресток разворот

Но ПДД, как не странно, не регламентируют правила разворота на перекрестке! Поэтому, не нарушая ни одного пункта ПДД, можно разворачиваться по «короткой» дуге. (Судя по сообщениям, инспектора ГИБДД на дороге так не считают и пытаются вменить нарушение, мне непонятно, какое). Очевидно, что это самая безопасная траектория: никто из попутных не пролезет слева; даже если разворот придется заканчивать при смене сигнала светофора, машины с пересекаемой проезжей части должны пропустить заканчивающего маневр на перекрестке. Так на регулируемом перекрестке.

Но! По сообщениям водителей, инспектора ГИБДД на дороге так не считают и пытаются вменить нарушение, но не статьи ПДД, а применяя статью Кодекса об административных право нарушениях 12.15 ч.4: «Выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения...». Очевидно, что статья эта о том, что нельзя выезжать на встречную полосу в прямом понимании! Но хитрожопые инспектора притягивают эту статью к очевидно другой ситуации. В ПДД в статье 9.2. сказано: «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой». Правила не регламентируют траекторию разворота на перекрестках! Редко на перекрестке встретится «разметка в виде двойной сплошной. Даже если инспекторам и хочется, в обход ПДД, применить статью КоАП, то этой статьей может быть лишь статья 12.16 ч.2 «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой». А по этой статье — штраф от 1000 до 1500руб., но не лишение прав, как по ст. 12.15 ч.4.
Отстаивайте свои права! Вот что пишут об этом начальники этих инспекторов:
заместитель начальника ДОБДД МВД России Владимир Кузин дал разъяснения «Российской газете». Почитайте. Не то, чтобы в указанной статье решены все вопросы разворотов, но там начальники ГИБДД дают такие рекомендации: «В случае, если вы не согласны с мнением инспектора, требуйте оформления протокола. То есть вместо квитанции к уплате штрафа он должен составить полный отчет о происшествии. Вы в нем оставите пометку, что не согласны с выводами. Затем нужно будет подать жалобу здесь у нас в управлении. ...Свои права надо отстаивать». Заметьте, что мы сталкиваемся не только со спорными вопросами ПДД, но еще и со спорными, неоднозначными вопросами КоАП!

На нерегулируемом же перекрёстке разворот по «короткой» дуге действительно может привести к ситуации, когда вам в лоб или в правый бок влетит машина, движущаяся по пересекаемой при развороте проезжей части.
Так что решение о траектории разворота остается за вами исходя из вашего опыта и конкретной ситуации и знания о том, что в ПДД ничего не сказано о том, как разворачиваться на перекрестке.

Вот бы и подумать команде разных специалистов, учесть реальности дорожного трафика и внятно изложить, как надо разъезжаться. Есть, например, предложения о введении нового знака, определяющего траекторию левого поворота или разворота.
Составители ПДД ушли от ответа на животрепещущий вопрос (или оставили решение по нему на усмотрение инспекторов ГИБДД, что последние делают, не забывая о своем кармане).

Если вы еще не устали от этой темы, вот ссылочка: что думают и предлагают аналитики по проблеме выбора траектории поворота налево и разворота на перекрестке.

ГИББД на своем сайте дала разъяснения по поводу спорных ситуаций в виде графических схем — «инфографика, так-скать» (уже устаревшее, см. выше).
Вот что там о развороте на перекрестке:
ПДД ГИБДД разворот перекресток
Всё в том же стиле, чтобы по-прежнему было непонятно. Взят какой-то конкретный случай, Т-образный перекресток. Непонятно, пересекаемая дорога — с духсторонним или односторонним движением, какая-то прерывистая разметка, которая на перекрестках редко встречается, может в столицах? Если предположить, что пересекаемая дорога с двухсторонним движением, то представленная ГИББД схема явно разрешает разворот по короткой дуге.

 
 
 
 
 


Далее — вопросы, связанные с темой «пересечение проезжих частей»


ПДД перекресток регулировщик
Рис. 10
В каких направлениях Вам разрешено движение?
Только А
А или Б
В любом
Комментарий к вопросу
В соответствии с п.6.10 ПДД, данное положение регулировщика позволяет осуществлять движение только направо (траектория А). В то же время данным пунктом оговорено, что действие регулировщика распространяется только на то пресечение проезжих частей, на котором он находится. Следовательно, так как на первом пересечении Вы можете поехать только направо, движение по траекториям Б и В запрещено.
ПДД пересечение проезжих частей
Рис. 11
В каких направлениях Вы можете продолжить движение?
Только направо в первый проезд
Направо в первый и второй проезды
Движение запрещено
Комментарий к вопросу
На рисунке изображено три пересечения проезжих частей. В соответствии с п.6.5 ПДД, на зеленый сигнал светофора дополнительной секции Вы можете осуществить поворот только направо. Заезд же во второе пересечение проезжих частей будет сопряжен с движением прямо через первое пересечение, что запрещено красным сигналом светофора

Эти вопросы отчасти иллюстрируют, что такое «проезжая часть», и что поворот рассматривается как действие относительно проезжей части, а не перекрестка. Хотя при реальном дорожном движении, уловить на глаз разные проезжие чести бывает затруднительно. Но это скорее вопрос не к ПДД, а к дорожникам и контролю за ними со стороны ГИБДД.

ПДД перекресток поворот налево
Рис. 12
Вы намерены повернуть налево на этом перекрестке. В какой момент Вам следует включить левые указатели поворота?
Заблаговременно, до въезда на перекресток
После въезда на первое пересечение проезжих частей
По Вашему усмотрению
Комментарий к вопросу
В соответствии с п.8.2 ПДД, подаваемые водителем при осуществлении маневров сигналы должны подаваться заблаговременно и одновременно с этим не должны вводить в заблуждение других участников движения.

Этот вопрос также связан с пересечением проезжих частей. Кстати, здесь как раз действует указанное выше «народное правило»: если дорога разделена газоном..., то разъезжаться левым боком.
Но каких «других участников движения» не надо вводить в заблуждение — это ещё вопрос. Встречный, поворачивающий налево мотоциклист, увидев заблаговременно включенный вами левый поворотник, думаю, поймет, что вы не собираетесь поворачивать налево на первом пересечении проезжих частей, т.е. на полосу встречного движения. И если он руководствуется «народным правилом», то вы спокойно разъедетесь левыми бортами. А вот если вы включите левый поворотник на перекрестке, после въезда на него, то введете в заблуждение следующих за вами водителей: они будут думать, что вы едете прямо! Что они будут думать про вас, когда вы включите левый поворотник уже на перекрестке — сами догадайтесь.


Остановка на и перед пешеходным переходом

ПДД проезд пешеходного перехода
Как Вы должны поступить, если сразу за пешеходным переходом образовался затор?
Остановиться на пешеходном переходе, если нет пешеходов
Остановиться непосредственно перед пешеходным переходом
Остановиться не ближе 5 м до пешеходного перехода
Комментарий к вопросу
В соответствии с п.14.4 ПДД, выезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, запрещено.

Но остановка запрещается: на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними! (п. 12.4)
По-моему, протворечие.
Однако в ПДД сказано, что «остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства». Возможно, остановку при образовавшемя заторе нельзя считать преднамеренным прекращением движения? Запутано.


Включение правого сигнала поворота при повороте налево

ПДД разворот
Рис. 14
Какие указатели поворота Вы обязаны включить при выполнении разворота по такой траектории
Только правые
Только левые
Сначала правые, а при движении от тротуара - левые
Комментарий к вопросу
В соответствии с п.8.1 ПДД, водителю необходимо каждый свой маневр сопровождать сигналами световых указателей поворота. В данной ситуации Вы сначала съедите максимально вправо, чтобы расширить пространство для маневра, и уже от правого края начнете разворот, двигаясь влево.

По п. 8.1 «перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления». Здесь нет перестроения направо, а только смещение направо в пределах своей полосы движения! Думаю, это предусмотрено п. 8.7. Включение правого поворотника однозначно введет в заблуждение следующих за вами водителей! Они начнут обгонять вас слева, крайне затрудняя вам разворот!

Поворот направо «по возможности ближе к правому краю проезжей части»

ПДД поворот направо
Рис. 15
По какой траектории Вы можете выполнить поворот направо?
Только по А.
Только по Б.
По любой.
Комментарий к вопросу
Согласно п.8.6 ПДД, при правом повороте транспортное средство должно двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.

Эта проблема та же, что и при въезде на кольцевое движение, см. выше. Не «как можно ближе...», а «по возможности ближе»! Если на регулируемом перекрестке правый край проезжей части занят поворачивающим направо автомобилем, который остановился, пропуская пешеходов, то значит ли это, что следующий за ним на правый поворот автомобиль может проехать вперед (к следующей полосе движения) и повернуть направо, пропустив пешеходов?
Это очень важно, если на правый поворот скопилась очередь. Если формально по правилам стоять друг за другом на правый поворот, прижимаясь к правому краю, то с учетом пропуска пешеходов за один цикл зеленого смогут повернуть один-два автомобиля! А если по-моему, то минимум, три-четыре. Но есть проблема с поворачивающими с встречного направления налево: им нужна крайняя левая полоса.

Как видно, вопросов и неясностей много. Надо думать, анализировать и формулировать максимально понятые и максимально непротиворечивые правила дорожного движения.

А как, например, в Канаде?

Я думал, что есть только один путь — создать понятные ПДД, чтобы водители легко разбирались в ситуации на дорогах. Но, оказывается, есть и другой путь: оставить правила, как они есть (может, уточнив несколько явно спорных вопросов), но установить дорожные знаки и, главное, сделать разметку так, чтобы водитель не должен был на дороге проявлять чудеса глазомера, не должен был за секунду делать экспресс-анализ ситуации и принимать решение в соотвествии с ПДД. Те, кто ответственен за безопасность дорожного движения, применяя хорошее знание ими ПДД, должны составить схемы разметки, как типовые, так и индивидуальные для сложных случаев и нанести разметку на дороги.

Я обсуждал эту статью с моим другом, который много лет жил в Канаде, и, естественно, постоянно ездил на автомобиле. Причем он не имел никакого стажа вождения в СССР, получил права и начал водить в Канаде. Так что он не имеет каких-то сложившихся российских стереотипов.
Так вот, он увидев первую же картинку на этой странице, был очень удивлён. «Как так? Почему на въезде одна полоса, а на кругу две? Так не должно быть!»
По его словам получается, что в Канаде вообще не возникает тех вопросов, которые я сформулировал: все эти вопросы решены прямо на дороге, на перекрестке, путем нанесенной разметки: разделительных, стрелок, островков и пр.
Например, въезд на кольцо, см. рис.2. По правилам дорожного движения в Канаде въезд на перекресток с кольцевым движением допустим только с крайней правой полосы. За 100 метров до перекрестка на левых полосах появляются «стрелки направо», сгоняющие поток в крайнюю правую полосу. Далее нанесена разметка типа «сужение проезжей части», «уменьшение количества полос».
Как я понял, что-то вроде:

ПДД Канада  Рис. 20
И подобные решения, информирующие и предписывающие водителю вести машину так, как положено по правилам, в Канаде норма.
Могут сказать, что разметка у нас невозможна: полгода лежит снег. Но в Канаде снега тоже хватает. Кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины...

Ещё одно сравнение. Как я понял, по канадским правилам, количество полос на дороге определяется только разметкой. Пусть перед тобой полоса в ширину хоть 10 метров — нет разделительной прерывистой, значит, одна полоса.
У нас, как известно, если нет разметки — на глазок: если проходят два автомобиля в попутном направлении, то считай, что две полосы. И тогда считай, что имеется сплошная разделительная. Т.е. ты-то считай, что хочешь, а инспектор с рулеткой после примет решение, как надо:
п.9.1. Количество полос движения ... определяется разметкой и (или) знаками ..., а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части...

Так что где Канада, и где мы...

Kathleen Wynne Minister of Transportation, Ontario, Canada Швецов Владимир Владимирович, генерал-лейтенант милиции, врио начальника Департамента ОБДД МВД России
Kathleen Wynne,
Minister of Transportation
Ontario, Canada
Швецов Владимир Владимирович,
генерал-лейтенант милиции,
врио начальника Департамента ОБДД МВД России

И вот эта дама с крысиной мордочкой ведет дела так, что правильно и безопасно ездить по дорогам Канады могут не только профессиналы-мастера экстремального вождения, но все рядовые водители.
А глядя на нашего главного по безопасности дорожного движения, только что хочется спросить: «Почему у наших чиновников такие большие широкие лица?» :)

Мои выводы

1. На основе анализа современной дорожной ситуации, информации о недостатках и противоречиях в существующих ПДД и с целью сделать ПДД легко понимаемыми, легко и максимально объективно применимыми, команде специалистов нужно подготовить новые ПДД, и, после обсуждения их с общественностью и внесения поправок, утвердить их. Этот процесс должно инициировать правительство страны (если в России есть или будет эффективное правительство).
2. Если п. 1 пока невозможно реализовать, вышеупомянутому правительству обязать ГИБДД внести изменения в существующие правила дорожного движения по всем неполно изложенным и неоднозначно понимаемым вопросам.
3. Пока не реализованы п. 1 и 2, а также и после этих мероприятий, обязать ГИББД реализовать понятную установку дорожных знаков и эффективную дорожную разметку с целью однозначности дорожного движения на наиболее сложных объектах (круговое движение, сложные перекрёстки).

Как видите, я не надеюсь, что существующая ГИББД захочет по своей инициативе заняться хоть какими-то нововведениями. Может быть, КТО-ТО наверху сочтет полезным сделать большое общенародное дело, стоящее недорого, но привлекающее внимание большой части населения. Ведь организация дорожного движения — это не менее чем национальный проект!


Вы можете:
- добавить комментарий по этой теме в моём в ЖЖ

 

 

 

 

Другие мои заметки о дорожном движении:

• Дорожные знаки: неверно установленные и отсутствующие
• Нерегулируемый пешеходный переход — водитель, уступи дорогу пешеходу!
• Опасно - пешеходный переход на широкой магистрали
•  О превышение скорости на городских дорогах


Полезные ссылки по теме:
• Правила дорожного движения 2011. Анализ неоднозначностей
• Академия вождения. Лекции.


 Все статьи сайта

 Мой ЖЖ

 Послать сообщение

 Гостевая книга

 

 

 

http://best-jazzmen.narod.ru

 

http://sravni-flagi.narod.ru



  © Габ Гаревой, 2010
gab.garevoi@yandex.ru
  На главную
Hosted by uCoz