Габ ГаревойСочинения на незаданную тему |
||||||
|
21.09.10 Великие артисты советского киноМного званных, но мало избранных.
Кто самый выдающийся артист советского кино? Кого стоит выделить даже из лучших? Вполне достойны занять место в списке великих артистов советского кино и Тихонов, и Ролан Быков, и Евгений Леонов. Действительно, Вячеслав Тихонов сыграл большие роли: «Война и мир», «Доживем до понедельника», «Семнадцать мгновений весны». Но во всех его ролях, кроме ранних, — одни и те же черты: сдержанность и закрытость. Да, характер персонажей совпал с его стилем, может даже не стилем, а художественными возможностями. Но широты актерского мастерства, он, в связи с этим, не смог показать. Ролан Быков — Бармалей в «Айболите», еврей в «Комиссаре», Хрущев в «Серых волках» — куда уж как широкий диапазон, а роль Хрущева — куда уж сложнее? Евгений Леонов — «Старший сын», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» — тот же диапазон. В «Осеннем марафоне» видно, что он сильнее исполнителей главных ролей, далеко не последних советских актеров. Но на выбор, точнее, невыбор двух последних в мой список великих артистов советского кино, повлияли субъективные симпатии. Отпали в моём выборе и Даль, и Янковский, и Солоницын, хотя последний великолепно играет Рублёва в одном великих фильмов советского кино, который я лично считаю лучшей картиной. Евгений Евстигнеев«Бег» — Парамон Корзухин, «Семнадцать мгновений…» — Плейшнер, «Место встречи…» — Ручечник, «Собачье сердце» — профессор Преображенский.
Достаточно вспомнить Евстигнеева в этих ролях, как становится очевиден его диапазон. Вот два профессора — Плейшнер и Преображенский. Абсолютно разные, но обе роли очень органично исполнены, Евстигнеев в роли Преображенского в немалой степени делает «Собачье сердце» шедевром экранизации Булгакова. А как в небольшом эпизоде ведет себя Евстигнеев-Ручечник, как на глазах он превращается из респектабельного завсегдатая Большого театра в вора в законе! «Указ семь-восемь шьешь, начальник!» Алексей ПетренкоРаспутин в «Агонии», Петр I («Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»), богатый купец из «Жестокого романса», Сталин из «Пиров Валтасара». И это не привычный Сталин (или гений или злодей), и не привычный Пётр — вроде и фильм-комедия, а прорывается трагедия титана, когда вокруг даже близкие люди («детушки мои») не поймут величия затеянных дел. Как Петренко произносит, когда в порыве гнева спущенный им в воду недостроенный фрегат, начинает тонуть: «Ничё… Кто правый, не потопнет» А как меняется в один миг его Кнуров, когда жребий и слово купеческое закрепили за ним право на Ларису, как он одним движением руки по лицу превращается из персонажа вроде бы второго плана в главное действующее лицо («…Для меня невозможного мало»). Распутин, сыгранный Петренко — безусловно, шедевр актерского мастерства. Да и не думаешь о сравнениях, о мастерстве, когда ОН на экране. Михаил УльяновДмитрий Карамазов из «Братьев Карамазовых», генерал Чарнота из «Бега», маршал Жуков из «Освобождения», бывший муж из «Без свидетелей»… Вспомните Чарноту и Жукова — ничего общего, но другого Чарноты и Жукова теперь, пожалуй, представить невозможно. Как передан надрыв героев Достоевского! А вот деревенский мужик — брат главной героини из «Позови меня в даль светлую». Мужика многие не хуже бы сыграли и маршала. Но на таком уровне, как Ульянов, и мужика и маршала — не знаю, не думаю. И вот встретились два великих артиста в эпизоде фильма «Бег». Конечно, этот эпизод стал одним из самых запоминающихся, и не только в этом фильме.
|
|
||||
|
||||||
|
© Габ Гаревой, 2010 gab.garevoi@yandex.ru |